Си-Би (СВ) - сокращение от английского "Citizen Band", что на русский можно перевести как "Гpажданский диапазон". Впервые для общедоступной гражданской радиосвязи он был выделен в 1958 году в Америке, после чего ее примеру последовали другие страны. В России pадиосвязь в CB-диапазоне (с 26.970 МГц по 27.850 МГц) была pазpешена в 1988 году и имела ошеломительный успех. Количество Си-Би радиостанций быстро превысило "критическую массу", так что запретить использование этого диапазона хитромудрым нашим властям теперь вряд ли удастся. Типичная СВ-радиостанция по внешнему виду, габаритам и массе напоминает автомагнитолу, однако встречаются и более крупные экземпляры и более компактные модели. Некоторые технические подробности вы найдете здесь. Связь осуществляется открытым текстом по принципу "каждый слышит каждого" в симплексном режиме, т.е. нажал - говоpишь, отпустил - слушаешь. Чтобы огромное количество пользователей, одновременно выходя в эфир, по возможности меньше мешали друг другу, диапазон разделен на "беговые дорожки" шириной 10 кГц каждая - каналы связи. Подобное разбиение эфира позволяет пользователям во-первых, рассредоточиться по отдельным каналам (а следовательно, более эффективно использовать эфир), во-вторых, выделить определенные участки частот для передачи информации строго определенной тематики. В каждом регионе есть свои специализированные каналы и лишь один - девятый - находится на особом положении. Во всем мире он используется исключительно для передачи сигналов бедствия и просьбой о помощи. Как правило, вся импортная аппаратура на 27 МГц снабжена специальной кнопкой "emergenсy", при нажатии на которую станция автоматически настраивается на девятый канал. В России "девятка" частенько используется разного рода аварийными и диспетчерскими службами, которые, обычно, круглосуточно дежурят в эфире и предоставляют пользователям СВ-радиостанций довольно обширный перечень услуг (большей частью бесплатно): связь с правоохранительными органами, вызов экстренной медицинской помощи, информация о погоде, передача сообщения на городской телефонный номер, ретрансляция сообщения во времени (если ваш абонент появится в эфире позже) или пространстве (если абонент, с которым нужно связаться, находится вне пределов досягаемости вашей станции, но в зоне действия диспетчерской службы). Перечень некоторых диспетчерских служб см. здесь.
Правила пользования СВ-радиостанциями (официальные) предполагают применение в качестве позывного номер разрешения на право эксплуатации радиостанции. Произносить в эфире 4-7-значные цифры не всегда удобно (а уж запоминать их тем более), поэтому большинство пользователей давно перешли на позывные, самостоятельно составленные из одного или двух четко произносимых слов. К примеру: "Капитан Блад", "Мокрая курица", "Астра", "Гвоздика". В идеале ваш позывной должен быть единственным в мире, но чаще всего бывает достаточным отсутствие "двойников" в радиусе пары сотен километров. Стиль общения в СВ-диапазоне можно описать примерно следующим алгоритмом: "XXXXX, Я - YYYYY. Пpием!" Вы настраиваетесь на канал, в котором ожидаете встретить абонента, включаете станцию на прием и некоторое время терпеливо ждете. Если канал в данный момент пуст и вы никому не мешаете, следует переключить станцию в режим передачи, произнести свой позывной, затем позывной вызываемого абонента, потом слово "Прием!", после чего вновь перейти в режим приема и подождать ответа. Как только ваш корреспондент откликнется, можно начинать диалог (не забывая про краткость, которая, как известно, сестра всех благодетелей). Не следует пренебрегать словом "Прием", которое придает сеансам радиосвязи требуемую четкость и ясность и в данном случае означает: "я закончил говорить, готов выслушать Вас, для чего переключаю станцию в режим приема". Наконец последнее: не перебивайте абонента, в режиме передачи он все равно вас не слышит!
Наша акция. СВ на воде или водномоторники (а также яхтсмены, туристы и прочая водная братия) всех стран объединяйтесь!
На сегодняшний день в СВ-диапазоне сложились устойчивые "кланы" пользователей: таксисты, водители-дальнобойщики, фермеры и даже домохозяйки. Юридически ни один из каналов СВ ни за одной из этих групп не закреплен, но фактически постороннему человеку на облюбованных ими частотах делать нечего - своя специфика, свои узкие интересы, свой жаргон и т.д. Выгнать, конечно, никто не выгонит, но общение, скорее всего, будет малоинтересным и неэффективным. "Тематические" же пользователи, напротив, чувствуют себя в "своих" каналах как рыба в воде: обсуждают последние новости, делятся свежей дорожной информацией, дают-получают советы, спешат друг к другу на помощь...Тут мы подходим к самому главному. Что, позвольте спросить, мешает водномоторникам и прочим "водоплавающим" тоже обустроить себе уголок в СВ-диапазоне? Верно, ничего, кроме отсутствия организующего и направляющего начала. Вот им-то (началом) WWW.BOATCLUB.RU после некоторых колебаний и решил стать. Вкратце суть наших предложений сводится к следующему: каждый водномоторник, водномоторный клуб, лодочная стоянка, спасательная станция должны обзавестись СВ-радиостанцией, настроить ее соответствующим образом (об этом ниже) и... общаться, общаться, общаться. Что это нам даст? В перспективе, если все сложится, - свою общепризнанную легкодоступную систему и стандарт радиосвязи на отечественных внутренних водных путях (а может быть и не только на них). Мы наконец-то сможем общаться не только по телефону, интернету или по почте, сидя дома, но и непосредственно во время плавания прямо с борта судна. Сможем поделиться друг с другом информацией о глубинах, навигационных опасностях, тонкостях прохождения тех или иных перекатов, специфике работы шлюзов и графиках движения по каналам... Сможем придти друг к другу на помощь в случае посадки на мель, поломки двигателя, вовремя предостеречь от чего-либо... Наконец, не опасаясь "засорить" официальные речные каналы связи, сможем просто поговорить на общие темы, обсудить утреннюю рыбалку, подсказать местечко для удобной стоянки, договориться о встрече "в пятницу на вечерней зорьке возле Пчелиного острова"... Нет нужды говорить о пользе, которую может принести установка СВ-станций в водномоторных (и яхт-) клубах, лодочных стоянках, спасательных станциях. В подобного рода организациях могут быть созданы свои специализированные диспетчерские службы (об уже существующих "сухопутных" диспетчерских службах, которые также могут быть полезны, мы уже упоминали). Особых затрат это не требует. Необходима лишь круглосуточно включенная простейшая СВ-станция с хорошей антенной и оператор при ней. Логично поручить эту функцию штатному дежурному, для которого работа в эфире скорее всего будет не дополнительной обузой, а приятным времяпрепровождением. Кроме более или менее традиционного для диспетчерских служб набора услуг, клубы могли бы предоставлять своим членам возможность автоматического выхода в городскую телефонную сеть через т.н. телефонный СВ-модем (последний вроде как не разрешен, но повсеместно используется с молчаливого согласия Госсвязьнадзора). Возможность позвонить домой прямо с места рыбалки становится реальной! Теперь к делу. Чтобы система заработала, надо установить общие для всех правила игры, т.е. выбрать каналы, модуляцию и сетку, на которых нам предстоит общаться. Посоветовавшись, проконсультировавшись мы предлагаем в качестве эксперимента избрать следующий:
ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ СВ-СВЯЗИ НА ВОДЕ | ||||
Канал | Модуляция | Сетка | Канал | Частота |
Основной | FM | C - европейская | 30 | 27,305МГц |
Резервный | 33 | 27,335МГц |
Режим радиосвязи. Дежурные радиостанции в клубах, на стоянках и т.п. включены на прием круглосуточно. Первые десять минут каждого часа объявляются общим временем выхода в эфир для всех пользователей (никто не возбраняет включать радиостанцию и в другое время, но в эти минуты в эфире должно присутствовать максимальное количество "водоплавающих"). Кроме того, всем пользователям предлагается включать радиостанцию в районах навигационных опасностей, на подходе населенным пунктам, шлюзам, каналам, стоянкам, при виде другого маломерного моторного (парусного) судна или аварийных сигналов (красные ракеты и т.д. - см. правила). Переход на резервный канал связи (33) осуществляется только в том случае, если использование основного (30) невозможно из-за сильных помех в эфире. При первой возможности пользователи возвращаются в основной канал.
За рекомендациями по комплектации судовой маломерной радиостанции мы обратились в Ассоциацию-27, где были предложены следующие варианты комплектации.
При наличии источника 12В, 2-3А, на борту можно использовать практически любую автомобильную радиостанцию. Среди них такие радиостанции, как Alan 48Plus - рис.слева - (4Вт выходной мощности, 400 каналов, 5 ячеек памяти, 105$), MegaJet 2701 (4Вт, 40 каналов, 45$), Alan 19 (4Вт, 40 каналов, 48$). Эти радиостанции имеют возможность подключения внешнего динамика (например ЕН800 - 8Ом, 10Вт, 17$), что позволяет использовать их в качестве простого мегафона.
Помимо автомобильных (стационарных) радиостанций можно использовать также портативные носимые радиостанции, например Alan 42 (4Вт, 40 каналов, 114$) - эта радиостанция отличается очень высокой надежностью, Maycom AH27 (130$), Maycom SH27 (149$), Таис-ВТ31 (57$). Эти радиостанции имеют компактный автономный источник питания (аккумуляторы) напряжением 6, 7,2, 10 или 12В, емкость обычно составляет от 400 до 900 мА*ч. Достоинством портативных радиостанций является большая универсальность и мобильность. Конструкция портативной радиостанции позволяет использовать ее в носимом варианте (со штатной короткой антенной), как на судне, так и на берегу, а также присоединять ее к более эффективной судовой антенне".
В качестве антенны рекомендуется использовать морские антенны, отличающиеся специальным полимерным покрытием, предохраняющим от коррозии при длительном воздействии влаги. Такими антеннами, например, являются AZZURRA-30 (41$), или AZZURRA-27, -40, отличающихся вариантами креплений. Возможно также использование любых автомобильных антенн, различающихся способом крепления к корпусу судна (магнитные или врезные). Следует отметить, автомобильные антенны рассчитаны на работу на металлическом основании (крыше, капоте и т.п.), которое выполняет роль заземляющей поверхности, для пластиковых катеров лучше использовать специальные антенны типа "вертикальный полуволновой вибратор", оба плеча которого настроены согласующими индуктивностями.
Итак, как будет выглядеть работоспособный комплект портативной радиостанции.
- Радиостанция Alan 42 (рис.справа) - 114 $
- Аккумуляторы типа АА 0,7 а/ч (8 шт.) - 16 $
- Антенна AZZURRA-30 - 41 $
- Держатель радиостанции - 1 $
- Разъем PL-259/6 (2 шт.) - 3 $
- Переходник BNC-SO - 4 $
- Кабель RG-58 (2 м) - 1,2 $
ИТОГО: 180,2 $
Для использования радиостанции автомобильного типа, легко монтируемой как на судно, так и автомашину можно предложить следующий вариант - назовем его условно "Универсальный"
- Радиостанция Alan 48Plus - 105 $
- Магнитная антенна ML-145 - 43 $
- Внешний динамик (мегафон) EH800 - 17 $
ИТОГО: 165 $
Если у Вас классическая "дюралька" или пластиковый катер, то возникнет небольшая, но вполне разрешимая, сложность с креплением магнитной антенны.
Возможны и более дешевые варианты комплектации судовой радиостанции - например такой комплект
- Радиостанция MegaJet 2701 - 45 $
- Антенна врезная DV-27B - 12 $
- Разъем PL-259/6 - 1,5 $
ИТОГО: 58,5 $
Естественно, это примерные, наиболее типичные варианты радиостанции, но они дают хорошее начальное представление о разных вариантах и их возможностях.
Регистрация радиостанции. Процедура регистрации крайне проста. Требуется посещение местного отделения Госсвязьнадзора (для г.Москвы - ул.Сущевская, д.21, подъезд 2, 2-й этаж; телефон для справок 258-80-50, 258-80-52). Там необходимо заполнить бланк заявления установленной формы. Оплатить в Сбербанке сбор за пользование радиостанцией (от 50 до 400 рублей в зависимости от количества каналов и мощности). После этого выдается разрешение на пользование радиостанцией, и можно идти в магазин, где Вам впишут в разрешение тип станции и серийный номер. В последнее время (не будем обобщать на всю страну, но в московском Госсвязьнадзоре) можно на регистрацию принести заранее приобретенную станцию и товарный чек к ней и там же ее зарегистрировать. К тому же все солидные фирмы, продающие радиостанции обычно избавляют покупателей от необходимости посещения органов Госсвязьнадзора и оформляют разрешения самостоятельно. Покупателю необходимо зайти за разрешением через пару-тройку дней после покупки.
Администрация сервера благодарит Сергея Родионова http://www.deol.ru/users/rsl , за предоставленные материалы и помощь в подготовке этого раздела.